Научные представления о процессе эволюции живых систем. Развитие личности в акмеонике как открытой термодинамической системы

Статьи

Научные представления о процессе эволюции живых систем. Развитие личности в акмеонике как открытой термодинамической системы

Автор: Григорьян Марина Робертовна,
Аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития личности в акмеонике как открытой термодинамической системы. Проанализированы подходы к описанию сущности открытых систем, выявлены их ключевые характеристики. Описана специфика функционирования динамической системы, термодинамические закономерности, воздействующие на жизнедеятельность живых систем. Обосновано содержание развития личности в процессе достижения акме как эволюции живой системы.

В рамках исследования мы рассматриваем развитие и функционирование объективных законов акмеоники как нового интегративного научного направления, изучающего факторы непрерывного развития личности и достижения ею максимальной эффективности во всех сферах жизни [5,9]. Данная научная отрасль исследует достижение «вершин» развития таких ипостасей, как природного существа (индивида), как личности и как субъекта деятельности (как профессионала)» [9, с.9]. На наш взгляд, действие законов акмеоники как науки о «развивающемся» человеке, возможно рассматривать с позиций одного из основных разделов физики – термодинамики биосистем. Мы считаем важным проанализировать законы и закономерности развития личности в контексте взаимодействия человеческой психики с окружающей средой, при рассмотрении человеческого организма как открытой термодинамической системы. Мы вслед за Б.А. Вяткиным, считаем, что «системный подход открывает многоаспектное видение явления и позволяет рассматривать его в нескольких системах координат» [3, с.145].

В настоящее время в научном мире существует множество концепций, рассматривающих человека как «большую систему, складывающуюся из иерархической совокупности разноуровневых подсистем, много-многозначно (полиморфно) связанных между собой» [3, с.148]. Концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, функциональных систем П.К. Анохина, высокоорганизованных систем Ф.Е. Темникова и другие представляют собой варианты целостного подхода к человеку с позиций принципов общей теории систем. Поэтому, рассматривая личность развивающегося человека в рамках достижения им акме, с вовлечением всех подструктур системы его индивидуальности в процесс личностного и профессионального самосовершенствования, считаем важным рассмотреть основы теории систем. Одним из основателей данной теории является биолог Л. фон Берталанфи, который ввел в научный оборот понятие «открытой системы» (ОС). Ученый объяснил суть процессуальности систем разной физической природы, обосновал необходимость «подвижного равновесия» как условия их функционирования [5]. В таблице 1 мы обобщили ключевые характеристики феномена «открытая система».

Таблица 1. Критерии выявления и экспертной оценки достижения профессионального «акме».

Автор, название концепции Автор, название концепции
Л. фон Берталанфи Организмическая концепция

Любая система является открытой при наличии фактора взаимодействия со средой. В ОС постоянно происходит «ввод и вывод энергии и вещества» [2, с.14]. В ОС действуют термодинамические закономерности (сохранения вещества и энергии и возрастающей энтропии).

Эрвин Бауэр Концепция принципиальной неравновесности живых систем
Живая система нацелена на сохранение устойчивого неравновесия с целью сохранения энергии для поддержания неравновесной структуры (наличие избытка энергии), наличие биопотенциала организма.
А.А. Богданов
Тектология

ОС подчиняется «принципам подвижного равновесия на основе активности ее компонентов, а также при наличии обмена веществ и энергии со средой» [5, с.12].

Человеческий организм как открытая система, осуществляет обмен энергией и информацией с окружающей средой, «вывод из системы в окружающую среду материи как результата функционирования системы» [5, с.6]. Благодаря данным характеристикам «ввода- вывода» энергии, веществ, информации организм способен достигать определенного равновесия, устойчивого состояния по отношению к среде.

Описывая ОС как термодинамическую систему, обратимся к исследованиям И. Пригожина, посвященных проявлениям связи феноменов «бытия и становления». При этом термодинамические характеристики системы особенно отчетливо проявляются в отношении «возникающего, становящегося» [10], так как уровень энтропии (неопределенности характеристик ОС) возрастает в моменте бифуркаций, кризисных явлений. Личность находится в ситуации постоянного вызова, требующей высокой степени личностной вовлеченности, зрелости психических функций, постоянного саморазвития и, как следствие, достижение множественных акме. По И. Пригожину, психическая активность, выраженная в мысли – это, прежде всего «творческая активность природы в целом». В его тезисе «созидательную, творческую активность и инновативность человека можно рассматривать как усиление законов природы» [10] содержится важная для развития акмеологического потенциала мысль: достижение высшего уровня личностного развития человека — творческой индивидуальности связано с идеей эволюционного развития живых термодинамических систем. Последнее предполагает активность и созидательность ОС для наработки определенного потенциала личности и его продуктивного использования в целях совершенствования функционирования системы в целом.

Согласно воззрениям И. Пригожина для всех уровней организации живой природы характерны универсальные процессы «самопроизвольной, внутренней активности» [6, с.2]. Данные процессы связаны с феноменом необратимости физических процессов, благодаря чему становится возможным создание и функционирование открытых динамических систем. Основные характеристики динамических систем по И. Пригожину представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Основные характеристики динамических систем.

В исследованиях А. Баблоянц также указано, что диссиптивные структуры, их становление и развитие в рамках динамической системы (в том числе человеческого организма) связано с задачей достижения условного равновесия за счет рациональной самоорганизации внутрисистемных элементов. Следовательно, ОС через определенную трансформацию собственных ресурсов и «кооперацию свойств» создает и оптимизирует механизмы приспособления организма с целью выживания, а также лучшего использования окружающей среды» [1, с.171]. Важно отметить, что И. Пригожин относит к ключевым свойствам динамических систем то, что они представляют собой неравновесные структуры с запечатлением прошлых, настоящих и будущих состояний и траекторий развития. Поэтому ОС способны к эволюционным изменениям. Личность, ее психическое развитие как части открытой системы подчинено этим законам, согласно которым вектор эволюции направлен в будущее, на достижение акме в разных сферах жизни.

Эволюционные механизмы действуют как следствие способности динамической системы к самоорганизации. Важным для акмеоники являются положения в теориях И. Пригожина, А. Баблоянц о сути динамической системы как некой диссиптивной структуры с присущими ей феноменами необратимости и направленности природных процессов. В связи с чем любая природная система является эволюционирующей, с направленностью всех процессов на становление «возможностей» и новых состояний организма в будущем. Постоянно развивающаяся и самореализующаяся личность как предмет изучения акмеоники, представляет собой пример системы с направленностью «от существующего к возникающему», нацеленной на преобразование [6, с.252]. Процессы развития, эволюционные по своей природе, требуют постоянной самоорганизации всех подсистем, усложнения их структур для адекватного ответа на воздействия окружающей среды.

Наличие термодинамических характеристик ОС связано с тем, что человеческий организм как открытая неравновесная система подчиняется общим для всех живых форм законам природы, законам термодинамики. Так, согласно второму закону, любая энергия старается перейти в менее организованную форму, возрастает энтропия [8, с.37] Однако, по точному выражению С.О. Ондар, в отношении живых организмов используется «характеристика отрицательной энтропии» [8, с.37], так как они способны поддерживать функционирование сложной системы. Мы разделяем мнение ученого, согласно которому, любая открытая термодинамическая система (живой организм, состоящий из вещества и энергии) все таки подчиняется закону энтропии, поэтому система «вынуждена постоянно работать, создавая, преобразуя и поддерживая и упорядочивая ансамбли вещества и энергии» [8, с.37]. Как сложное образование, система должна регулировать количество поступаемой извне информации, веществ, расходование энергии или ее переизбыток в определенной области. Психика не выносит полярности — это часто является причиной психосоматических заболеваний, поэтому так важно обеспечивать необходимый и достаточный по качеству и количеству состав термодинамических характеристик. Важно отметить, что от уровня упорядоченности и сбалансированности описанных выше характеристик зависят и особенности личностного функционирования, предпосылки для достижения вершин зрелости в различных областях жизнедеятельности.

В заключение отметим, что основой эволюционного развития, согласно формулировке Э. Бауэра является «накопление биопотенциала и управление им для достижения цели организма». Этот постулат вполне применим и для описания акмеологических процессов, описывающих закономерности прогрессивного развития человека до ступени его зрелости. В процессе многочисленного достижения акме на уровне индивидных и личностных характеристик биосистема находится в условиях «постоянного, активного преодоления всей совокупности факторов относительно стабильной внешней среды» [8, с.45]. В связи с этим в рамках акмеологии ученые рассматривают человека как «существо непрерывно и целенаправленно «культивируемое» и «самокультивируемое» [7], усилия которого направлены на формирование эмоционально-когнитивного ресурсного потенциала, как основы самосознания и творческого подхода в достижении вершин функционирования интегральной индивидуальности как сложной термодинамической системы.

Таким образом, базируясь на достижениях естественных наук, акмеоника исследует закономерности развития личности на основе законов взаимодействия человеческой психики с окружающей средой, рассматривая человеческую психику как открытую термодинамическую систему, являющейся составной частью более крупной термодинамической системы – человека. Подчиняясь описанным выше законам, развитие личности обусловлено эволюционной направленностью процессов, достижением упорядоченности и сбалансированности термодинамических характеристик системы (направленных на преодоление энтропии) и постоянным развитием способностей к самоорганизации и самоусложнению в ответ на вызовы окружающей среды.

Литература:

  1. Баблоянц А. Молекулы, динамика и жизнь. Введение в самоорганизацию материи / А. Баблоянц. – М. : Мир, 1990. – 375 с.

  2. Васильев Ю. С., Волкова В. Н., Козлов В. Н. Теории систем и системный анализ: истоки и перспективы // SAEC. 2021. №1. –С.12-14.

  3. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. №2. –С.145-148.

  4. Григорьян М. Р. Формирование концептуально-идеологических оснований акмеоники в процессе развития научного знания о человеке // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2019. – Т. 8. – № 5A. – С. 258-264.

  5. Ильина А. Р. Концепция открытой системы Людвига фон Берталанфи и еѐ применение для объяснения процессов в системах различной физической природы // Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием, Санкт-Петербург.- 2019. – С. 6-8.

  6. Карако П. С. Концепция природы И. Пригожина и постнеклассическая рациональность / П. С. Карако // . – 2016. – № 3. – С. 245-256.

  7. Ларина А. А. Саморазвитие как активность человека по преобразованию самого себя / А. А. Ларина // Территория науки. – 2014. – № 1. – С. 52-58.

  8. Ондар С. Принципы термодинамики в биологических системах // Вестник Тувинского государственного университета. Естественные и сельскохозяйственные науки. 2011. №2. – С.37-38.

  9. Педагогическая акмеология: коллективная моно графия / под.ред. О.Б. Акимовой; ГАОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т». – Екатеринбург, 2012. – 251 с.

  10. Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы / И. Пригожин. – Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. – 208 с.

Хелп-центр поддержки и помощи медицинским работникам «Акме-медикл»
+ 7 (926) 920 19 99
+ 7 (925) 198 88 38

Другие статьи

Присоединяйтесь к нам

Медицина должна быть безопасной

Добавить комментарий

Пролистать наверх