Типология личности в акмеонике: новые подходы и решения

Статьи

Типология личности в акмеонике: новые подходы и решения

Автор: Григорьян Марина Робертовна,
Аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

Аннотация: В исследовании представлен новый подход к разработке типологии личности в рамках научного направления «акмеоника». Представлен анализ сущностных характеристик акмеоники, как отрасли акмеологии. Описаны концептуальные основы разрабатываемой типологии, представленные в трудах Е.А. Климова, А.Ф. Лазурского, В.М. Бехтерева, Э. Берна и других исследователей. Разработана классификация типов личности в акмеонике «Этапы возрастной трансформации формирования мировоззрения индивидуума», с научно обоснованными критериями развития: тип сознания, формы мышления и способ взаимодействия со средой.

Актуальность разработки акмеологических проблем, в том числе создание новых подходов к типологии личности, обусловлена социально-значимыми ориентирами, согласно которым в современном мире необходимо «гуманистическое, но продуктивное развитие и задействование творческого потенциала личности и ее окружения» [5,c.9].

Разработка новых подходов к типологии личности в акмеонике, на наш взгляд, будет способствовать выявлению закономерностей становления личностных и профессиональных аспектов достижения акме, определению оптимальных моделей реализации жизненной стратегии на каждом возрастном этапе. Благодаря новым решениям в акмеонике происходит формирование инструментов познания человека новой эпохи на основе комплексного исследования его характеристик (индивидуальных, личностных, деятельностных и т.д.), восстановление его целостности, что способствует прогнозированию степени его личностной активности для продуктивного решения вызовов самореализации.

Задачи исследования:

  • рассмотреть сущность и задачи современной акмеоники как отрасли акмеологии в трудах отечественных исследователей;
  • выделить основания (критерии) для разработки типологии личности в акмеонике;
  • разработать новый подход к типологии личности на основании трудов А.Ф. Лазурского, Бехтерева, Э. Берна и других ученых, исследующих человека как целостное существо с присущими ему типом сознания, формами мышления и формируемыми формами взаимодействия со средой.

В начале исследования определим суть научного направления «акмеоника». В работе М.Р. Григорьян указано, что акмеоника является частью акмеологии и рассматривает достижение «акме» на разных этапах жизни человека [2, c.259].

В научных разработках М.М. Кашапова предметом акмеологии является «совокупность закономерностей и фактов, механизмов развития человека на этапе зрелости, в том числе в рамках становления профессионального самосознания, личностного совершенствования и реализации творческого потенциала» [5,c.9]. В исследовании М.Р. Григорьян приведено следующее определение «акмеоники»: «наука, рассматривающая множественность акме в течение человеческой жизнедеятельности»[2, c.259]. Отметим, что достижение «акме» как системы смысложизненных вершин (духовных, профессиональных и т.д.) является целью развития человека, оно «могут восприниматься как самореализация и воплощенная уникальность человека» [5,c.9].

«Акме» – это вершина зрелости, указывающая, по мнению А.А. Деркача, насколько «человек состоялся как целостность» [3,c.19]. По мнению ученого, объектом изучения научной дисциплины «акмеология» является «прогрессивно развивающаяся личность», самореализация которой, в большей мере, определяется посредством профессиональных успехов.

Акмеоника апеллирует к концептуально-идеологическим основаниям психолого-педагогической теории деятельностной и ресурсно-ориентированной направленности личности. Множественность достижения «акме» связана с совокупностью условий и отношений (внутренних и внешних),социализации и самоактуализации личности» [2, c.259].

Изначально критерий «многомерности» «акме» вводится в трудах Е.А. Климова. Согласно трактовке ученого, «акме» — это многомерное состояние человека, которое подразумевает наличие в его структуре трех и более измерений с множеством составляющих (находящихся в определенных отношениях друг с другом) [6, с.19]. В своих научных рассуждениях Е.А. Климов утверждает, что «акме» — это «свойство не просто самого субъекта, а системы — «субъект — его среда» [6, с.23]. Именно благодаря достижению многочисленных составляющих в структуре профессионального «акме» формируется внутренняя мотивация и соответствующие механизмы самоактуализации, способствующие качественному исполнению профессиональных обязанностей, осуществлять решение сложных задач, требующих включенности всех ресурсов специалиста.

Мы, вслед за Н.А. Логиновой утверждаем, что на каждом этапе развития общества, ученые пытаются разработать и предложить свою концепцию становления человека как целостности, определить узловые проблемы в процессе его самоактуализации, принимая во внимание закономерности единой систематической теории личности: «индивид- субъект деятельности -личность- индивидуальность -целостный феномен»[8].

При разработке концептуальной базы для нашего подхода к разработке концепции типологии личности «Специфика возрастной трансформации формирования мировоззрения индивидуума», мы опирались на взгляды отечественных ученых: А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева.

В исследованиях А.Ф. Лазурского[7] постулируется определенный взгляд на природу человека и возможности ее развития. Согласно его концепции, человек в своих проявлениях не может дать больше, чем вложено от природы (прирожденные особенности нервно-психической организации), но имеющиеся от природы духовные силы могут остаться либо неразвитыми, либо в зачаточном состоянии, либо развернуться ad maximum, как в качественном, так и в количественном отношении. Создавая свою «классификацию личностей», А.Ф. Лазурский отнес к компонентам в ее структуре: ядро психики, эндопсихику и экзопсикику. На рисунке 1 представлена сущность эндопсихичеких и экзопсихических проявлений.

Рис. 1. Сущность эндопсихичеких и экзопсихических проявлений

Считаем важным, сослаться на позицию А.Ф. Лазурского, согласно которой посредством воспитания, целенаправленного воздействия среды происходит развитие определенной эндочерты, которая без такой «стимуляции» осталась бы в зачаточном состоянии. Особую значимость в классификации ученого имеет принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом уточняется, что «среда» интегрирует в себя спектр феноменов: вещей, ценностей, взаимоотношений и духовных благ. В разработке нашей типологии, мы опирались на точку зрения А.Ф. Лазурского о том, что «типология личности должна быть не только психологической, а психосоциальной в широком смысле слова»[10, c.472].

Разделение на типы в классификации А.Ф. Лазурского осуществляется с учетом двух критериев: психического уровня и психического содержания. Деление по психическим уровням обосновано идеей о последовательном движении «по лестнице духовного совершенствования личности», а психологический рост подразумевает усложнение и повышение интенсивности, богатства духовной жизни человека. На каждом уровне развития меняются отношения между эндо- и экзопсихикой (Таблица 1).

Таблица 1. Уровни психического развития личности

Уровень Основные характеристики
Низший

Преобладают экзопсихические компоненты (влияние внешней среды), не способствующие успешной адаптации, сводящие на «нет» акмеологические тенденции.

Недостаточно приспособленные.

Средний

Преобладают эндопсихические компоненты. Сознательность, большая инициативность и активность.

Приспособившиеся. Проявления творчества отсутствуют.

Высокий

Выраженный процесс не только приспособления, а творческого преобразования. Приспосабливающиеся личности, использующие творчество, интенсивную концентрацию душевной жизни.

В разработке нашей типологии мы учитывали научные выводы ученого, согласно которым есть четко выделенные факторы- маркеры указывающие на повышение психического уровня, а значит, и духовного совершенствования личности. К основным из них относят:

  • Психическая продуктивность, широта психических проявлений как проявление «духовного богатства личности».
  • Повышение интенсивности отдельных психических явлений (например, высокий уровень развития способностей), влияющих на уровень продуктивности.
  • «Степень сознательности и идейности психических проявлений» [10, c.477], выраженность нравственных и социальных принципов. Возвышение идейности, моральной энергии над чувственными проявлениями.

Важно отметить, что, по мнению ученого, личность имеет разные способы духовного развития, и качество адаптации к среде будет иметь разную глубину, объем и содержание. Для нашего исследования важны научные тезисы А.Ф. Лазурского о том, что на степень и полноту личностной активности в достижении своего акмеологического потенциала будут влиять два важных фактора:

  • внешние условия и характер их воздействия;
  • природные резервы физических и духовных сил, которые обозначаются ученым как «степень одаренности» [10, c.472].При этом второй фактор признается как наиболее значимый, определяющий качество приспособления к окружающей среде, а также достижения вершин самореализации.

Резюмируя значимые для нашего исследования теоретические подходы концепции А.Ф. Лазурского, отметим, что развитие человека и достижение им вершин личностной самореализации, подразумевает духовное становление, в том числе формирование социально и гуманистически ориентированных идейных представлений, а также направленность сознания на цели самосовершенствования, познания и красоты. В акмеонике тип сознания соответствует морально- нравственному ядру личности, форма мышления- эндопсихике, а способ взаимодействия со средой – экзопсихике. Так выглядят основания для разработки нашей типологии личности.

Для обоснования концептуальной базы наших научных разработок в области акмеоники, считаем важным привести ссылку на труды ака -демика В.М. Бехтерева. В своем докладе «Бессмертие человеческой личности как научная проблема»[1] ученым высказаны значимые научные постулаты, которые также легли в основу формируемой нами концепции духовного развития и совершенствовании человека, обусловленного его природными ресурсами и социальной обусловленностью его жизни:

  1. «Для всякой человеческой личности возникает необходимость нравственного совершенствования в течение жизни»[1].По мнению ученого, личность, используя запас врожденных сил и способностей, а также трансформируемую при жизни природную энергию, должна в полной мере участвовать «в общей созидательной работе над развитием духовной культуры человечества»[1].Моральная обязанность каждого человека- вносить «всю силу своей творческой деятельности в окружающий мир».
  2. Процесс совершенствования личности продолжается безостановочно всю жизнь. «Закон  нормального развития человеческой жизни постоянное движение «вверх к высшим формам проявления индивидуальности»[1].
  3. Совершенствование одной личности не должно мешать процессу совершенствования другой, а, напротив, содействовать ему. В противном случае и «собственное совершенствование является социальным ущербом»[1]. Здесь ученый указывает на необходимость формирования особого мировоззрения личности, подразумевающего высокий уровень социальной ответственности, социально и гуманистически ориентированного сознания.
  4. «К созданию этого лучшего, т. е. морально более высокого человека должны быть направлены все наши усилия, сущность которых должна заключаться в непрерывном совершенствовании своей собственной личности в соответствии с интересом и общечеловеческого коллектива и одновременно в совершенствовании общественных форм человеческой жизни»[1].

Следовательно, процесс развития личности, по В.М. Бехтереву- это совершенствование его духовной культуры, становление особого мировоззрения, подразумевающего творческое преобразование, как личного опыта, так и специфики взаимодействий в рамках общественной жизни. Такой подход соотносится с позицией А.Ф. Лазурского о показателях достижения высокого психического уровня развития личности.

При построении типологии личности в акмеонике используется ряд критериев:

  • выделение временных периодов становления личности, для каждого из которых свойственно наличие ведущих видов деятельности и становление значимых психических новообразований;
  • типы сознания личности, которые связаны со спецификой психического отражения и зависят от ведущих психических процессов восприятия мира;
  • формы мышления, оказывающие влияние на функционирование ряда психических процессов и качество деятельности и общения: комбинирующей деятельности, обдуманности волевых актов, степень творческой самореализации и т.д.
  • способы взаимодействия со средой, как показатель экзопсихики.

В данном случае мы использовали теоретическую концепцию транзактного анализа и выделили специфику взаимодействия на основе ведущих драйверов поведения на разных этапах развития личности. Так, в возрастном периоде до 3-х лет преобладает «эго-состояние» — «Дитя» (Д), что означает преобладание аффективных проявлений, нестойкую приспособленность. Далее преобладает «эго-состояние» Родителя, в котором формируются основы морального сознания, проявляются характеристики субъектности и желание влиять на мир из позиции эгоцентризма. На следующей ступени модель взаимодействия со средой усложняется (за счет специфики ситуации социального развития, формирования комплекса морально-этических нормативов поведения, усвоения социальных ролей и т.д.). Тип взаимодействия уже включает в себя соотношение состояний «РВД», что означает доминирование сознательной, контролирующей позиции Родителя при поддержке Взрослого (конструктивно и осознанно функционирующего)[9, с.499]. Начиная с четверной возрастной группы (Таблица 2), на первый план в организации взаимодействия со средой выходит эго-состояние «Взрослого», предполагающее выраженные характеристики объективности восприятия мира и максимального использования собственных способностей, интенсивной творческой реализации в социуме. По меткому высказыванию А.Н. Исаевой: «выражение себя в максимально полных, творческих, уникальных, масштабных формах»[4,c.250]. Ведущей формой структурирования жизни является деятельность, которая направлена на достижение конструктивных целей в рамках актуально представленной ситуации. В таблице 2 мы обобщили основные критерии в рамках нового подхода к типологии личности в акмеонике.

Таблица 2. Этапы возрастной трансформации формирования мировоззрения индивидуума в Акмеонике

Группа 1 2 3 4 5 6
Возраст
До 3-х лет
До 7 лет
До 14 лет
До 24 лет
До 35 лет
До 45+
Тип сознания
Объективно-субъективный
Субъективный
Субъективный развитый
Субъективно-объективный
Объективно-субъективный развитый
Супер-объективный
Формы мышления
Клиповое (фрагментарное)
Конфликтно-деструктивное
Конфликтно-конструктивное
Конструктивное
Конструктивно-творческое
Творческое
Способы взаимодействия со средой (Транзактный анализ)
«Д»
«Р»
«РВД»
«В» («ВРД»)
«В» («ВДР»)
«В» («ВДр»)

В таблице 2 представлен новый подход к описанию типов личности на основе возрастных групп и присущих им специфических особенностей становления эндо- и экзопсихических проявлений, формируемого способа взаимодействия интегрирующего проявления разноуровневых свойств индивидуальности. Анализ развития типов сознания, форм мышления и специфики социальных интеракций в каждом возрастном периоде демонстрирует определенную «эволюцию» мировоззрения личности, связанную с совершенствованием самоотношения и оптимизацией отношений с миром на основе моральных установок и преобладания творческих аспектов мировосприятия.

В рамках исследования мы осуществили попытку систематизировать знания нескольких научных школ, применить интегративные основы теоретико-практического знания, для разработки показателей акмеологического становления личности. Разработанная типология будет дополняться и совершенствоваться в рамках дальнейшего исследования проблемы. В частности, считаем важным продолжение исследований путей развития акмеологического потенциала личности на каждом возрастном этапе, связанного с достижением наиболее ярких показателей деятельностного самовыражения, формирования новых, социально-обусловленных морально-этических регулятивов и методов дальнейшего развития духовного богатства личности.

Литература:

  1. Бехтерев В. М. Речь, сказанная на торжественном акте Психоневрологического института в феврале 1916 г. -URL:https://www.litmir.me/br/?b=53586&p=12 (дата обращения: 25.01.2023).
  2. Григорьян М. Р. Формирование концептуально-идеологических оснований акмеоники в процессе развития научного знания о человеке / М. Р. Григорьян // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2019. – Т. 8. – № 5A. – С. 258-264.
  3. Деркач А. А. Современные задачи акмеологии как метанауки и метапрактики // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2003. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zadachi-akmeologii-kak-metanauki-i-metapraktiki (дата обращения:25.01.2023).
  4. Исаева А. Н. Акмеологические аспекты отношения личности к оппозициям жизни // Вестник ГУУ. 2013. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskie-aspekty-otnosheniya-lichnostik-oppozitsiyam-zhizni (дата обращения: 25.01.2023).
  5. Кашапов М. М.  Акмеология : учебное пособие для вузов / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 106 с. 
  6. Климов Е. А. Введение в акмеологию // Акмеология. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vvedenie-v-akmeologiyu (дата обращения: 25.01.2023).
  7. Лазурский А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский; под редакцией М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 — 274 с.
  8. Логинова Н. А. Целостный человек как проблема в российской психологии / Н. А. Логинова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2016. – № 2 (26). – С. 61-70.
  9. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 784 с.
  10. Психология индивидуальных различий/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- 2-е изд.- М.: «ЧеРо», -2002.- 776 с.

Хелп-центр поддержки и помощи медицинским работникам «Акме-медикл»
+ 7 (926) 920 19 99
+ 7 (925) 198 88 38

Другие статьи

Присоединяйтесь к нам

Медицина должна быть безопасной

Добавить комментарий

Пролистать наверх