Аутокомпетентность будущего медика как базовая характеристика будущего профессионала

Статьи

Аутокомпетентность будущего медика как базовая характеристика будущего профессионала

Автор: Адзиев Расул Серажединович,
президент РОО «Mедикл хелпинг групп», врач, руководитель частной клиники

Аннотация: На современном этапе развития медицины возникла необходимость в изменении профессионально-значимых качеств специалиста медицинского профиля. Компетентностный подход в медицине требует наличия у специалиста определенных личностных характеристик, среди которых основополагающими являются волевые качества. В статье представлены основные профессионально-значимые личностные характеристики будущего специалиста в сфере медицины. Приведены примеры соответствия личностных качеств специалиста требованиям современных нормативных документов в сфере медицинского образования. Обосновывается необходимость непрерывного развития аутокомпетентности для быстрой адаптации в условиях динамически развивающегося общества. Высокий уровень аутокомпетентности позволит будущему специалисту медицинского профиля своевременно распознать и предотвратить развитие синдрома эмоционального выгорания. Развитая аутокомпетентность позволит медицинскому специалисту сформировать авторитет медицинского работника, что представляется чрезвычайно важным в профессиональной медицинской деятельности.

На современном этапе внедрение в профессиональную медицинскую деятельность новейших компьютерных технологий и функционирование медицины в условиях рыночных отношений диктуют необходимость изменений профессиональных компетенций врача и обуславливают особые требования к личностным качествам специалиста. Активное развитие  системы непрерывного медицинского образования в России требует  умения самостоятельно добывать знания, критически их оценивать, анализировать и внедрять в клиническую практику [1,35]. 

По современным представлениям, непрерывное медицинское образование  – это пожизненный цикл образования врача,  который начинается  со студенческой скамьи и продолжается до выхода на пенсию [2,15]. Вследствие этого, в современном медицинском сообществе возникает потребность в специалисте нового формата, который гибко адаптируется к современным стандартам образования, готов к профессиональной переориентации, постоянному профессиональному развитию и самосовершенствованию на любом этапе своей профессиональной деятельности.

На сегодняшний день образовательная деятельность основывается на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые выдвигают новые требования к системе медицинского образования на всех ступенях. К примеру, в соответствии с ФГОС по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» выпускники медицинских учебных заведений должны быть готовы выполнять медицинскую, организационно-управленческую и научно-исследовательскую профессиональную деятельность [3,4]. Каждая из этих видов деятельности требует от будущего медицинского работника определенных личностных качеств.

Прежде всего, у специалиста медицинского профиля  должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, обеспечивающие овладение необходимыми навыками и умениями для  решения профессиональных задач врача-клинициста и позволяющими составить индивидуальную клиническую картину болезни [4,316].

В целом, понятие компетентности в рамках  профессиональной медицинской деятельности  подразумевает   определенные знания и опыт, позволяющие оптимально осуществлять свои трудовые функции [5,51]. Таким образом, компетентность отражает степень соответствия специалиста требованиям профессиональных стандартов.

С понятием компетентности тесно связано представление о  профессионализме – способности успешно реализовать диагностические и лечебные задачи в реальной клинической практике с использованием необходимых знаний, опыта и опираясь на индивидуальные личностные характеристики.

Одним из основных компонентов профессиональной компетентности специалиста является аутокомпетентность. Так, Э.Ф. Зеер определяет аутокомпетентность как адекватное осознание своих личностных качеств и возможностей профилактики профессиональных деструкций [6,53]. Другими словами, аутокомпетентность предполагает формирование представления о себе как о личности и профессионале, а также понимание того, как надо действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях, в том числе, в контексте профессиональной деятельности. Доника А.Д. (2010) предлагает для оценки аутокомпетентности медицинских работников независимо от их специализации использовать 8 модулей профессионально-значимых качеств врача  [7,23].  По значимости автор ранжировал модули следующим образом: модуль мыслительных свойств, аттенционный, коммуникативный, мнемический, волевой, нравственно-эмпатический, креативный и эмоциональный.

Не вызывает сомнения, что профессиональная сфера деятельности медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, высокое психофизическое напряжение и большое количество стрессовых ситуаций, которые в совокупности могут привести к психологической деформации, разочарованию в выборе профессии и развитию синдрома профессионального выгорания  [8,80]. Наряду с достаточной теоретической подготовкой и владением необходимых практических навыков важную роль в профессиональной деятельности медика играют, несомненно, его личностные качества.

Следует отметить, что решения, принимаемые врачом, отличаются повышенной ответственностью. Так, в профессиональном стандарте «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» одной из трудовых функций специалиста являются оказание медицинской помощи пациентам  в неотложной или экстренной ситуации  [9,4]. Очевидно, что выполнение данной трудовой функции требует от специалиста, прежде всего, волевых качеств, таких как решительность, самообладание, дисциплинированность, способность принимать верное решение самостоятельно в нестандартных ситуациях и нести за него ответственность  [10,7]. Утвержденные в настоящее время стандарты оказания медицинской помощи, рекомендуемые врачам к исполнению, предлагают алгоритмы действий  в определенных ситуациях. Однако профессионализм медицинского работника позволяет применить полученные знания и опыт в нестандартных, ургентных ситуациях.

Таким образом, особую значимость в формировании профессионально-значимых качеств будущего медицинского специалиста имеют волевые характеристики, необходимые для успешной реализации в трудовой деятельности.

Аутокомпетентность является ведущей составляющей в структуре профессиональной компетентности медика. Высокий уровень аутокомпетентности является необходимым условием развития интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной компетентности, которые чрезвычайно важны в медицинской сфере.

В контексте непрерывного самосовершенствования и самообразования, развитая аутокомпетентность обеспечит дифференцированный подход к выбору средств и методов обучения с учетом индивидуальных личностных характеристик.

Литература:

  1. Квачахия Л.Л., Мишустин В.Н. О достоинствах и недостатках модели непрерывного медицинского образования // Карельский научный журнал. − 2017. − Т.6, № 3(20). − С.3438.
  2. Морозов В.Г., Левченкова Н.С. Непрерывное медицинское образование (НМО) как обязательное постоянное обучение по программам повышения квалификации // Смоленский медицинский альманах.− 2017. – №2. – С.14-18. 
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 95 от 9 февраля 2016 г.) 
  4. Рождественская Т.А., Дейкало Н.С., Кожар Е.Д. Роль клинического мышления в системе подготовки врача // В кн.: Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации. Материалы 71-ой научной сессии сотрудников университета. Витебск: Витебский государственный медицинский университет, 2016. С.316-317.
  5. Beliveaua M.E., Nishimura R. A., O’Gara P. Physician competence: A Perspective from the Practicing Cardiologist // MDCVJ. – 2014. – Vol. X (1). –P.50-52. 
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. − 2-е изд., перераб., доп. − М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. − 336 с. 
  7. Доника А.Д. Интериоризация профессиональной роли врача: социальные, психологические и соматические детерминанты: Автореф. дисс….д-ра соц. наук: 14.02.05/ ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ. – Волгоград, 2010. – 48 с. 
  8. Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Исследование и оценка синдрома профессионального выгорания у участковых врачей поликлиник Санкт-Петербурга // Вестник психотерапии. – 2019. – № 69 (74). – С. 79-96. 
  9. Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 г №293н). 
  10. Левина В.Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие. – Ижевск, 2016. – 60 с. 11.Асриян О.Б. Комплаенс как результат коммуникативной компетентности врача // Тихоокеанский медицинский журнал.− 2016. − №4. – С.93-97. 12.Доника А.Д., Авазян Ш.Г. Профессиональная роль врача-терапевта в проблемном поле современной науки и практики // Международный журнал экспериментального образования. –2015. – №2. – С.133-134.

Хелп-центр поддержки и помощи медицинским работникам «Акме-медикл»
+ 7 (926) 920 19 99
+ 7 (925) 198 88 38

Другие статьи

Присоединяйтесь к нам

Медицина должна быть безопасной

Добавить комментарий

Пролистать наверх