Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика

 

Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика

В настоящее время в медицинской сфере возникла необходимость в профессиональном воспитании специалистов, обладающих набором профессиональных знаний и умений, позволяющих успешно выполнять трудовую деятельность в соответствии с современными требованиями к образованию и квалификации. Для полноценной подготовки к профессии медицинский специалист, наряду с необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, должен иметь уже выработанные личностные характеристики, которые формируются у будущего медика в определенном возрастном периоде и базируются на волевом аспекте и мотивационной составляющей. Компетентностный подход позволяет оценить готовность выпускников медицинских образовательных организаций к профессиональной деятельности.

На сегодняшний день в российском медицинском образовании происходят значимые изменения. Внедрение системы непрерывного медицинского образования, компетентностного подхода к оценке знаний и умений выпускников учебных заведений, введение процедуры аккредитации специалистов здравоохранения и развитие симуляционных технологий диктуют необходимость реформирования образовательного процесса в сфере медицины. При этом следует отметить, что методологические изменения касаются не только непосредственно образовательного процесса, но и профессионального воспитания обучающихся, формирования у них профессионально пригодного психологического статуса, который требует постоянной профессиональной корректировки. 

По современным представлениям, профессиональное воспитание будущего медицинского специалиста — это длительный и трудоемкий процесс, который подразумевает своевременное формирование его профессионально-важных качеств. Этот процесс должен быть управляемым и измеряемым, как любые психологические характеристики. Соответствие формирования качеств возрастным периодам личности обеспечивает максимальную эффективность процессу профессионального воспитания. Несвоевременное и неполное формирование и развитие таких качеств, как уровень интеллекта и способность к обучению, в дальнейшем не создает необходимых компетенций, этико-деонтологических основ и, таким образом, делает невозможным становление профессионала в целом. С позиций педагогики профессиональное воспитание представляет собой методически организованный, контролируемый педагогический процесс введения обучающегося в профессиональную сферу деятельности. 

«Профессиональное воспитание будущего медицинского специалиста — это длительный и трудоемкий процесс, который подразумевает своевременное формирование его профессионально-важных качеств»

Современный компетентностный подход в медицинском образовании формирует у обучающихся профессиональные компетенции не в полной мере, и не обеспечивает в будущем возможность выполнения своих трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами. На сегодняшний день при компетентностном подходе в образовательном процессе используются разнообразные активные и интерактивные методы обучения. Однако, как показывает практика, этого недостаточно. 

Необходимо внедрение новых механизмов развития личности будущего медика, способных привести к формированию высокоорганизованной профессионально целостной личности, достигающей квалификационного уровня мастерства в медицинской отрасли. Конечно, личностные качества медика являются основными и играют ведущую роль в лечебном процессе, наряду с достаточной теоретической подготовкой и владением необходимыми практическими навыками в профессиональной деятельности. 

Если личность не соответствует требованиям медицинской специальности, то, несомненно, лечебный процесс становится опасным. В этой связи компетентностный подход в медицинском образовании требует дополнений и новшеств. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» выпускники медицинских учебных заведений должны быть готовы выполнять медицинскую, организационно-управленческую и научно-исследовательскую профессиональную деятельность. Выполнение данных видов деятельности требует от будущего медицинского специалиста определенных волевых, интеллектуальных и эмоционально-нравственных личностных качеств. Центральное место в группе личностных характеристик занимает волевой компонент, который определяет возможность достигать целей, осуществлять планы и в целом добиваться успеха в профессиональной деятельности.

«Необходимо внедрение новых механизмов развития личности будущего медика, способных привести к формированию высокоорганизованной профессионально целостной личности, достигающей квалификационного уровня мастерства в медицинской отрасли»

Не вызывает сомнений, что выполнение медицинской деятельности невозможно без сформировавшегося у специалиста клинического мышления. По современным представлениям, клиническое мышление является видом специфической умственной деятельности врача и позволяет полноценно объединять теоретические знания и практический опыт специалиста для решения лечебно-диагностических задач и эффективной реабилитации пациентов. Одним из важнейших профессионально-значимых качеств медицинского специалиста является его коммуникативная компетентность. 

Современная модель взаимоотношений между врачом и пациентом предполагает активное участие пациента и членов его семьи в принятии всех решений в отношении своего здоровья, что осуществляется посредством ведения диалога с врачом. Однако на сегодняшний день в реальной клинической практике недостаточно внимания уделяется общению с пациентом и сохраняется представление о нем как пассивном исполнителе распоряжений врача. 

В литературе имеются данные, что многие конфликты и споры в медицине возникают из-за неумения или нежелания врача разговаривать с пациентом и предоставлять ему или его родственникам интересующую информацию. Вместе с тем, результатом положительного коммуникативного сотрудничества между врачом и пациентом становится высокий уровень комплаенса, что является необходимым условием успешного лечения заболеваний.

«​Одним из важнейших профессионально-значимых качеств медицинского специалиста является его коммуникативная компетентность»

Эффективная реализация профилактического направления работы медицинского специалиста невозможна без организационно-управленческих навыков, определенных педагогических умений и лидерских качеств. В то же время, для выполнения научно-исследовательской профессиональной деятельности ключевыми являются аналитические умения. К профессионально значимым психофизиологическим свойствам личности врача также следует отнести эмоциональную устойчивость, которая позволяет правильно реагировать на стрессовые ситуации в учебе и профессиональной деятельности, и, таким образом, предотвратить формирование профессиональных деструкций и развитие синдрома профессионального выгорания в будущем. 

В процессе успешного обучения и реализации себя в профессиональном плане ключевую роль играет мотивация специалиста. Установлено, что мотивированная трудовая деятельность коррелирует с большей удовлетворенностью от выполнения работы, высоким уровнем благосостояния, убеждением в своей профессиональной пригодности, более высокими притязаниями и осознанием необходимости непрерывного обучения в рамках профессиональных требований. Таким образом, на сегодняшний день очевидна потребность в специалисте медицинского профиля нового формата, который обладает набором профессионально-значимых качеств, соответствующих современным требованиям образовательных и профессиональных стандартов и позволяющих не приспосабливаться к динамически меняющимся условиям медицинской деятельности, а развиваться еще и личностно, не только профессионально. Управляемое профессиональное воспитание будущего медицинского работника необходимо и должно быть основано на акме-компетентностном подходе, который в совокупности с волевыми характеристиками обучающегося и его мотивационной составляющей способствует своевременному и всестороннему профессиональному становлению и полноценной реализации своих возможностей в выбранной сфере деятельности.

Президент РОО "Медикл хелпинг групп"

Центр поддержки и помощи медицинским работникам
+ 7 (926) 920 19 99
+ 7 (925) 198 88 38

Присоединяйтесь к нам

Медицина должна быть безопасной

Пролистать наверх