Аутокомпетентность будущего медика как базовая характеристика будущего профессионала

 

На современном этапе развития медицины возникла необходимость в изменении профессионально-значимых качеств специалиста медицинского профиля. Компетентностный подход в медицине требует наличия у специалиста определенных личностных характеристик, среди которых основополагающими являются волевые качества. В статье представлены основные профессионально-значимые личностные характеристики будущего специалиста в сфере медицины. Приведены примеры соответствия личностных качеств специалиста требованиям современных нормативных документов в сфере медицинского образования. Обосновывается необходимость непрерывного развития аутокомпетентности для быстрой адаптации в условиях динамически развивающегося общества. Высокий уровень аутокомпетентности позволит будущему специалисту медицинского профиля своевременно распознать и предотвратить развитие синдрома эмоционального выгорания. Развитая аутокомпетентность позволит медицинскому специалисту сформировать авторитет медицинского работника, что представляется чрезвычайно важным в профессиональной медицинской деятельности.

На современном этапе внедрение в профессиональную медицинскую деятельность новейших компьютерных технологий и функционирование медицины в условиях рыночных отношений диктуют необходимость изменений профессиональных компетенций врача и обуславливают особые требования к личностным качествам специалиста. Активное развитие  системы непрерывного медицинского образования в России требует  умения самостоятельно добывать знания, критически их оценивать, анализировать и внедрять в клиническую практику [1,35]. 

По современным представлениям, непрерывное медицинское образование  – это пожизненный цикл образования врача,  который начинается  со студенческой скамьи и продолжается до выхода на пенсию [2,15]. Вследствие этого, в современном медицинском сообществе возникает потребность в специалисте нового формата, который гибко адаптируется к современным стандартам образования, готов к профессиональной переориентации, постоянному профессиональному развитию и самосовершенствованию на любом этапе своей профессиональной деятельности.

На сегодняшний день образовательная деятельность основывается на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые выдвигают новые требования к системе медицинского образования на всех ступенях. К примеру, в соответствии с ФГОС по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» выпускники медицинских учебных заведений должны быть готовы выполнять медицинскую, организационно-управленческую и научно-исследовательскую профессиональную деятельность [3,4]. Каждая из этих видов деятельности требует от будущего медицинского работника определенных личностных качеств.

«По современным представлениям, непрерывное медицинское образование  – это пожизненный цикл образования врача,  который начинается  со студенческой скамьи и продолжается до выхода на пенсию.»

Прежде всего, у специалиста медицинского профиля  должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, обеспечивающие овладение необходимыми навыками и умениями для  решения профессиональных задач врача-клинициста и позволяющими составить индивидуальную клиническую картину болезни [4,316].

В целом, понятие компетентности в рамках  профессиональной медицинской деятельности  подразумевает   определенные знания и опыт, позволяющие оптимально осуществлять свои трудовые функции [5,51]. Таким образом, компетентность отражает степень соответствия специалиста требованиям профессиональных стандартов.

С понятием компетентности тесно связано представление о  профессионализме – способности успешно реализовать диагностические и лечебные задачи в реальной клинической практике с использованием необходимых знаний, опыта и опираясь на индивидуальные личностные характеристики.

Одним из основных компонентов профессиональной компетентности специалиста является аутокомпетентность. Так, Э.Ф. Зеер определяет аутокомпетентность как адекватное осознание своих личностных качеств и возможностей профилактики профессиональных деструкций [6,53]. Другими словами, аутокомпетентность предполагает формирование представления о себе как о личности и профессионале, а также понимание того, как надо действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях, в том числе, в контексте профессиональной деятельности. Доника А.Д. (2010) предлагает для оценки аутокомпетентности медицинских работников независимо от их специализации использовать 8 модулей профессионально-значимых качеств врача  [7,23].  По значимости автор ранжировал модули следующим образом: модуль мыслительных свойств, аттенционный, коммуникативный, мнемический, волевой, нравственно-эмпатический, креативный и эмоциональный.

«Аутокомпетентность предполагает формирование представления о себе как о личности и профессионале, а также понимание того, как надо действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях, в том числе, в контексте профессиональной деятельности»

Не вызывает сомнения, что профессиональная сфера деятельности медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, высокое психофизическое напряжение и большое количество стрессовых ситуаций, которые в совокупности могут привести к психологической деформации, разочарованию в выборе профессии и развитию синдрома профессионального выгорания  [8,80]. Наряду с достаточной теоретической подготовкой и владением необходимых практических навыков важную роль в профессиональной деятельности медика играют, несомненно, его личностные качества.

Следует отметить, что решения, принимаемые врачом, отличаются повышенной ответственностью. Так, в профессиональном стандарте «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» одной из трудовых функций специалиста являются оказание медицинской помощи пациентам  в неотложной или экстренной ситуации  [9,4]. Очевидно, что выполнение данной трудовой функции требует от специалиста, прежде всего, волевых качеств, таких как решительность, самообладание, дисциплинированность, способность принимать верное решение самостоятельно в нестандартных ситуациях и нести за него ответственность  [10,7]. Утвержденные в настоящее время стандарты оказания медицинской помощи, рекомендуемые врачам к исполнению, предлагают алгоритмы действий  в определенных ситуациях. Однако профессионализм медицинского работника позволяет применить полученные знания и опыт в нестандартных, ургентных ситуациях.

Еще одной  трудовой функцией врача-лечебника является проведение и контроль эффективности мер по профилактике и формированию здорового образа жизни, а также санитарно-гигиеническое просвещение населения [9,11]. Выполнение данной функции требует от специалиста, наряду с основополагающими волевыми качествами, наличия интеллектуальных качеств, таких как логичность, эрудированность, проницательность, а также эмоционально-нравственных характеристик – вежливости, внимательности, тактичности и  приветливости [10,18-28]. В совокупности волевые, интеллектуальные и эмоционально-нравственные личностные характеристики медицинского работника обуславливают его лидерские качества, способность к убеждению, формируя авторитет врача, который так необходим в профессиональной медицинской деятельности.

Одной из общепрофессиональных компетенций выпускника медицинского  ВУЗа является готовность к оценке результатов своей работы [3,7], что требует от специалиста самокритичности и адекватной самооценки.

На сегодняшний день одним из профессионально-важных качеств специалиста медицинского профиля является коммуникативная компетентность. Знакомство с пациентом и диагностический поиск начинается со сбора анамнеза жизни и заболевания, «расспроса» пациента. Посредством развития коммуникативных навыков  возможно создание доверия, терапевтического альянса и эффективное решение задач с целью повышения комплаенса. На сегодняшний день показано, что низкая коммуникативная техника медицинских работников является одним из факторов развития различных этических проблем в медицине [11,95]. От коммуникативных свойств медицинского работника зависит не только доверительный характер отношений с пациентом, его авторитет, но эффективность всей врачебной деятельности [12,133].

«В совокупности волевые, интеллектуальные и эмоционально-нравственные личностные характеристики медицинского работника обуславливают его лидерские качества, способность к убеждению, формируя авторитет врача, который так необходим в профессиональной медицинской деятельности.»

Таким образом, особую значимость в формировании профессионально-значимых качеств будущего медицинского специалиста имеют волевые характеристики, необходимые для успешной реализации в трудовой деятельности.

Аутокомпетентность является ведущей составляющей в структуре профессиональной компетентности медика. Высокий уровень аутокомпетентности является необходимым условием развития интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной компетентности, которые чрезвычайно важны в медицинской сфере.

В контексте непрерывного самосовершенствования и самообразования, развитая аутокомпетентность обеспечит дифференцированный подход к выбору средств и методов обучения с учетом индивидуальных личностных характеристик.

Президент РОО "Медикл хелпинг групп"

Центр поддержки и помощи медицинским работникам
+ 7 (926) 920 19 99
+ 7 (925) 198 88 38

Присоединяйтесь к нам

Медицина должна быть безопасной

Пролистать наверх