Аутокомпетентность будущего медика как базовая характеристика будущего профессионала

Статьи

Аутокомпетентность будущего медика как базовая характеристика будущего профессионала

Автор: Адзиев Расул Серажединович,
президент РОО «Mедикл хелпинг групп», врач, руководитель частной клиники

Аннотация: На современном этапе развития медицины возникла необходимость в изменении профессионально-значимых качеств специалиста медицинского профиля. Компетентностный подход в медицине требует наличия у специалиста определенных личностных характеристик, среди которых основополагающими являются волевые качества. В статье представлены основные профессионально-значимые личностные характеристики будущего специалиста в сфере медицины. Приведены примеры соответствия личностных качеств специалиста требованиям современных нормативных документов в сфере медицинского образования. Обосновывается необходимость непрерывного развития аутокомпетентности для быстрой адаптации в условиях динамически развивающегося общества. Высокий уровень аутокомпетентности позволит будущему специалисту медицинского профиля своевременно распознать и предотвратить развитие синдрома эмоционального выгорания. Развитая аутокомпетентность позволит медицинскому специалисту сформировать авторитет медицинского работника, что представляется чрезвычайно важным в профессиональной медицинской деятельности.

На современном этапе внедрение в профессиональную медицинскую деятельность новейших компьютерных технологий и функционирование медицины в условиях рыночных отношений диктуют необходимость изменений профессиональных компетенций врача и обуславливают особые требования к личностным качествам специалиста. Активное развитие системы непрерывного медицинского образования в России требует умения самостоятельно добывать знания, критически их оценивать, анализировать и внедрять в клиническую практику [1,35]. По современным представлениям, непрерывное медицинское образование – это пожизненный цикл образования врача, который начинается со студенческой скамьи и продолжается до выхода на пенсию [2,15]. Вследствие этого, в современном медицинском сообществе возникает потребность в специалисте нового формата, который не просто гибко адаптируется к современным стандартам образования и готов к профессиональной переориентации, постоянному профессиональному развитию и самосовершенствованию на любом этапе своей профессиональной деятельности. Возникает потребность в постоянном развитии личности самого медработника. Развитие личности не только на этапе ее формирования, но и во взрослом и зрелом возрасте для достижения вершин профессионализма. Современная наука, располагает таким необходимым методологическим оснащением, которое позволяет развивать субъективное сознание медика до требуемого уровня.

На сегодняшний день образовательная деятельность основывается на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые выдвигают новые требования к системе медицинского образования на всех ступенях. К примеру, в соответствии с ФГОС по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» выпускники медицинских учебных заведений должны быть готовы выполнять медицинскую, организационно-управленческую и научно-исследовательскую профессиональную деятельность [3,4]. Каждая из этих видов деятельности требует от будущего медицинского работника выработки определенно направленных личностных качеств. 

Прежде всего, у специалиста медицинского профиля должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, обеспечивающие овладение необходимыми навыками и умениями для решения профессиональных задач врача клинициста и позволяющими составить индивидуальную клиническую картину болезни [4,316]. 

В целом, понятие компетентности в рамках профессиональной медицинской деятельности подразумевает определенные знания и опыт, позволяющие оптимально осуществлять свои трудовые функции [5,51]. Таким образом, компетентность отражает степень соответствия специалиста требованиям профессиональных стандартов. 

С понятием компетентности тесно связано представление о профессионализме – способности успешно реализовать диагностические и лечебные задачи в реальной клинической практике с использованием необходимых знаний, опыта и опираясь на индивидуальные личностные характеристики. 

Одним из основных и самых важных компонентов профессиональной компетентности специалиста является аутокомпетентность. Так, Э.Ф. Зеер определяет аутокомпетентность как адекватное осознание своих личностных качеств и возможностей профилактики профессиональных деструкций [6,53]. Другими словами, аутокомпетентность предполагает формирование представления о себе как о личности и профессионале, а также понимание того, как надо действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях, в том числе, в контексте профессиональной деятельности. Достаточно сформированная аутокомпетентность будущего медика, при наличии остальных необходимых факторов и условий, способна привести личность к вершинному профессиональному развитию, к высокому уровню субъективного сознания, что в свою очередь наделяет будущего медика новыми психическими возможностями и свойствами. Доника А.Д. (2010) предлагает для оценки аутокомпетентности медицинских работников независимо от их специализации использовать 8 модулей профессионально-значимых качеств врача [7,23]. По значимости автор ранжировал модули следующим образом: модуль мыслительных свойств, аттенционный, коммуникативный, мнемический, волевой, нравственно-эмпатический, креативный и эмоциональный. 

Не вызывает сомнения, что профессиональная сфера деятельности медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, высокое психофизическое напряжение и большое количество стрессовых ситуаций, которые в совокупности могут привести к психологической деформации, разочарованию в выборе профессии и развитию синдрома профессионального выгорания [8,80]. Наряду с достаточной теоретической подготовкой и владением необходимых практических навыков важную роль в профессиональной деятельности медика играют, несомненно, его личностные качества. 

Следует отметить, что решения, принимаемые врачом, отличаются повышенной ответственностью. Так, в профессиональном стандарте «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» одной из трудовых функций специалиста являются оказание медицинской помощи пациентам в неотложной или экстренной ситуации [9,4]. Очевидно, что выполнение данной трудовой функции требует от специалиста, прежде всего, волевых качеств, таких как решительность, самообладание, дисциплинированность, способность принимать верное решение самостоятельно в нестандартных ситуациях и нести за него ответственность [10,7]. Утвержденные в настоящее время стандарты оказания медицинской помощи, рекомендуемые врачам к исполнению, предлагают алгоритмы действий в определенных ситуациях. Однако профессионализм медицинского работника позволяет применить полученные знания и опыт в нестандартных, ургентных ситуациях. 

Еще одной трудовой функцией врача-лечебника является проведение и контроль эффективности мер по профилактике и формированию здорового образа жизни, а также санитарно-гигиеническое просвещение населения [9,11]. Выполнение данной функции требует от специалиста, наряду с основополагающими волевыми качествами, наличия интеллектуальных качеств, таких как логичность, эрудированность, проницательность, а также эмоционально-нравственных характеристик – вежливости, внимательности, тактичности и приветливости [10,18-28]. В совокупности волевые, интеллектуальные и эмоционально-нравственные личностные характеристики медицинского работника обуславливают его лидерские качества, способность к убеждению, формируя авторитет врача, который так необходим в профессиональной медицинской деятельности.

Одной из общепрофессиональных компетенций выпускника медицинского ВУЗа является готовность к оценке результатов своей работы [3,7], что требует от специалиста самокритичности и адекватной самооценки.

На сегодняшний день одним из профессионально-важных качеств специалиста медицинского профиля является коммуникативная компетентность, которая без сформированной аутокомпетентности, снижает возможности необходимых коммуникаций будущего медика на самый низкий, примитивный уровень . Знакомство с пациентом и диагностический поиск начинается со сбора анамнеза жизни и заболевания, «расспроса» пациента. Посредством развития коммуникативных навыков возможно создание доверия, терапевтического альянса и эффективное решение задач с целью повышения комплаенса. На сегодняшний день показано, что низкая коммуникативная техника медицинских работников является одним из факторов развития различных этических проблем в медицине [11,95]. От коммуникативных свойств медицинского работника зависит эффективность всей врачебной деятельности [12,133].

Таким образом, аутокомпетентность является базовой и ведущей составляющей в структуре профессиональной компетентности медика. Высокий уровень аутокомпетентности является необходимым условием развития интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной компетентности, которые чрезвычайно важны в медицинской сфере.

В контексте непрерывного самосовершенствования и самообразования, развитая аутокомпетентность обеспечит дифференцированный подход к выбору средств и методов обучения с учетом индивидуальных личностных характеристик будущего медика.

 

Литература:

  1. Квачахия Л.Л., Мишустин В.Н. О достоинствах и недостатках модели непрерывного медицинского образования // Карельский научный журнал. − 2017. − Т.6, № 3(20). − С.3438. 
  2. Морозов В.Г., Левченкова Н.С. Непрерывное медицинское образование (НМО) как обязательное постоянное обучение по программам повышения квалификации // Смоленский медицинский альманах.− 2017. – №2. – С.14-18. 
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 95 от 9 февраля 2016 г.).
  4. Рождественская Т.А., Дейкало Н.С., Кожар Е.Д. Роль клинического мышления в системе подготовки врача // В кн.: Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации. Материалы 71-ой научной сессии сотрудников университета. Витебск: Витебский государственный медицинский университет, 2016. С.316-317. 
  5. Beliveaua M.E., Nishimura R. A., O’Gara P. Physician competence: A Perspective from the Practicing Cardiologist // MDCVJ. – 2014. – Vol. X (1). –P.50-52. 
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. − 2-е изд., перераб., доп. − М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. − 336 с. 
  7. Доника А.Д. Интериоризация профессиональной роли врача: социальные, психологические и соматические детерминанты: Автореф. дисс….д-ра соц. наук: 14.02.05/ ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ. – Волгоград, 2010. – 48 с.
  8. Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Исследование и оценка синдрома профессионального выгорания у участковых врачей поликлиник Санкт-Петербурга // Вестник психотерапии. – 2019. – № 69 (74). – С. 79-96. 
  9. Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 г №293н). 
  10. Левина В.Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие. – Ижевск, 2016. – 60 с. 
  11. Асриян О.Б. Комплаенс как результат коммуникативной компетентности врача // Тихоокеанский медицинский журнал.− 2016. − №4. – С.93-97. 
  12. Доника А.Д., Авазян Ш.Г. Профессиональная роль врача-терапевта в проблемном поле современной науки и практики // Международный журнал экспериментального образования. –2015. – №2. – С.133-134.

Хелп-центр поддержки и помощи медицинским работникам «Акме-медикл»
+ 7 (926) 920 19 99
+ 7 (925) 198 88 38

Другие статьи

Присоединяйтесь к нам

Медицина должна быть безопасной

Пролистать наверх